СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

1. Философия – наука или мировоззрение? Представьте своё мнение. Обоснуйте свой ответ.

2. Удивление и сомнение как причины стремления к мудрости. «Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т.д. Не этому удивляется философ. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Ведь удивительно, что есть хоть где-то, хоть когда-то, хоть у кого-то, например, совесть. Удивляет не её отсутствие, а то, что она есть. Не отсутствие чести удивительно, а то, что она есть. Или не отсутствие морали. То есть удивительно то, что есть нечто. Что под этим понимается? – Порядок. Нечто упорядоченное. Удивительно, что есть нечто, а не хаос. Потому что должен был бы быть хаос». Прокомментируйте данное высказывание. Кто является его автором?

3. Английский философ, логик, математик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества. Объясните свою позицию.

4. Философия как критическая рефлексия. Цели, задачи и специфика философского знания.

5. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания… становится примитивной и путаной». Прокомментируйте данный текст. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию подчёркивает А. Эйнштейн в данном высказывании?

6. «Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нём? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную?» Прокомментируйте данный текст. Кто является его автором? Согласны ли вы с высказываниями философа?



7. «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология – самым безумным, суеверие и деспотизм – самым несчастным». Определите автора высказывания. Прокомментируйте данный текст. Опишите своё мнение.

8. Философия даёт умение оставаться наедине с собой». Прокомментируйте данное высказывание. Определите его автора. Согласны ли вы с его мнением?

9. Историческое изменение проблематики философии.

10. Прокомментируйте слова Гегеля: «Философия - это эпоха схваченная в мыслях». Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свой ответ.

Основные понятия: мировоззрение, рефлексия, материализм, идеализм, дуализм, монизм, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, мифология, религия, философия, плюрализм, онтология, гносеология, философская антропология, философская социология, аксиология, метод, методология.

Литература

1. Адо, П. Философия как способность жить [Текст] / П. Адо. М.: Социум, 2010, 288 с.

2. Бибихин, В.В. Язык философии [Текст]. М.: Наука, 2007, 392 с.

3. Делез, Ж. Что такое философия [Текст] / Ж. Делез. М.: Академический проект, 2009, 272 с

4. Левин, Г.Д. Философские категории в современном дискурсе [Текст] / Г.Д. Левин. М.: Логос, 2007, 222, [1] с.

5. Поппер, К.Р. Все люди – философы: Как я понимаю философию. Иммануил Кант – философ просвещения [Текст] / К.Р. Поппер. М.: ЛКИ, 2009, 104 с.

6. Хофмайстер. Х. Что значит мыслить философски. Поиск фундамента всего знания и всего сущего [Текст] / Х. Хофмайстер. СПБ. 2006, 448 с.

7. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев [Текст]. М.: Проспект, 2008, 576 с.

Тема 2


7699303935206093.html
7699352713834832.html
    PR.RU™