Анализ зависимости

Финансовый и операционный леверидж

Анализ зависимости

«объем продаж - цена - прибыль» (СVР-анализ)

Для принятия широкого круга управленческих решений часто используется анализ взаимосвязи «объем продаж - цена - прибыль», также называемый в литературе маржинальным анализом, или СVР-анализом (Соst - Volume - Pгofit Analysis, СVР-анализ).

СVР-анализ относится к числу методов оперативного и стратегического управления эффективностью деятельности компании. в основе которого лежит признание зависимости между выручкой от реализации, затратами и прибылью компании.

Понятие постоянных ипеременных затрат. Прежде чем приступить к рассмотрению основных положений СVР-анализа[1], вспомним, что все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, могут быть разделены на переменные и постоянные в зависимости от характера их динамики при изменении объема производства:

- переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции (например, расход сырья и материалов, являющихся основой выпускаемой продукции);

- постоянные затраты не связаны непосредственно с изменением объема производства в определенных интервалах (например, амортизация основных средств, расходы на аренду, охрану, отопление и освещение производственных помещений, расходы на управление и др.).

Несмотря на внешнюю простоту формулировок, на практике достаточно сложно четко разграничить постоянные и переменные затраты, так как большая часть затрат являются смешанными, т.е. включают как постоянную, так и изменяющуюся части.

Типичным примером таких расходов являются затраты на ремонт технологического оборудования. С одной стороны, плановый ремонт оборудования должен выполняться независимо от объема выпуска продукции, т.е. это постоянная часть затрат. С другой стороны. увеличение загрузки оборудования способствует росту его износа и вызывает дополнительную потребность в ремонте. превращая его в переменный компонент затрат. В подобной ситуации решением проблемы является обоснованное выделение в составе расходов на ремонт постоянной и переменной составляющих на основе фактических данных за ретроспективный период, которые можно получить на основе данных финансового и управленческого учета.

Графически зависимость между различными видами затрат и объемом производства представлена на рис. 9.1, где изображены переменные, постоянные и условно-постоянные затраты. Наличие последних отражает тотфакт, что постоянные затраты тоже меняются. Эти изменения имеют «ступенчатый» характер (при этом «высота» ступеньки показывает динамику роста затрат), отражая существующую взаимосвязь между ростом масштабов бизнеса и постоянными затратами.




Рисунок 9.1 – Зависимость постоянных и переменных затрат от объема производства

Например, компания «Эталон» арендует производственные помещения, в которых установлено технологическое оборудование. Производственные мощности компании (т.е. максимально возможное количество выпускаемой продукции) составляют 100 тыс. единиц. Увеличение выпуска продукции до 110 тыс. единиц требует увеличения производственных площадей и установки дополнительного технологического оборудования, которое и будет выпускать продукцию, выпуск которой в базисных условиях не возможен (10 тыс. единиц). Но, к примеру, в аренду можно взять только весь цех (даже если компании нужна только его часть), а это существенные расходы, и мы видим на рисунке «ступеньку», которая отражает этот рост.

Деление затрат на постоянные и переменные достаточно условно и может быть выполнено только применительно к конкретному периоду, поскольку в долгосрочной перспективе все затраты переменные. Период, в рамках которого соотношение переменных и постоянных затрат неизменно, называется релевантным.

На рис. 9.2 графически представлена зависимость между изменением операционной выручки, затратами и динамикой выпуска продукции в натуральном измерении. Рисунок позволяет увидеть, что до того момента, пока операционная выручка не превысит совокупные расходы, связанные с ведением операционной деятельности, компания находится в зоне убытков, и только тогда, когда точка безубыточности (порог рентабельности) будет преодолена, компания попадает в зону прибыли.

Экономический смысл точки безубыточности: она характеризует количество единиц продукции, реализация которой позволяет получить маржинальную прибыль, равную сумме постоянных расходов. Точка безубыточности Тб может быть рассчитана как в натуральном, так и в стоимостном измерении. В первом случае используется формула

,

где ЗПОСТ – сумма постоянных затрат;

Ц – цена единицы продукции;

ЗПЕР – величина переменных затрат на единицу продукции.




Рисунок 9.2 – Графическая зависимость динамики операционной выручки, затрат на производство и динамики выпуска продукции в натуральном измерении

При расчете точки безубыточности в стоимостном выражении:

где УВВМ – удельный вес валовой маржи (разницы между объемом продаж и переменными затратами) в выручке.

Пример 9.1

Имеются следующие данные: постоянные затраты компании - 100 000 руб., переменные затраты на единицу продукции - 75 руб., а ее цена - 100 руб. Необходимо:

рассчитать точку безубыточности;

определить объем продаж Оп, обеспечивающий получение операционной прибыли до вычета процентов по кредитам и налогов в размере 50 000 руб.

Расчет

Т6 = 100 000 : (100 - 75) = 4000 ед.

Оп = (100 000 + 50 000) : (100 - 75) = 6000 ед.

Для того чтобы покрыть совокупные операционные расходы, компании необходимо выпустить 4000 ед. продукции, а для получения операционной прибыли в сумме 50 000 руб. выпуск должен быть увеличен до 6000 ед. (при условии сохранения принятых зависимостей).

Если продолжить все линии, изображенные на рис. 9.2, то создается впечатление, что, преодолев точку безубыточности компания попадает в «золотой век» впереди - зона прибыли объем которой, как следует из графика, будет только расти. Однако общеизвестно, что достижения в прошлом (в рассматриваемом случае - преодоление точки безубыточности и получения прибыли в отчетном году) не гарантируют получения высоких финансовых результатов в настоящем и будущем. Что же меняется? Что не отражает графическое представление соотношения расходов и доходов компании? Ответом на этот вопрос является понимание того, что постоянные расходы вовсе не постоянны, а, как уже отмечалось, могут меняться скачкообразно (не зря их называют условно-постоянными), т.е. в определенный момент они могут резко вырасти при минимальном увеличении доходов.

Представим следующую ситуацию. ООО «Реальные инвестиции» осуществляет хозяйственную деятельность, имея одно производственное помещение (цех) и небольшой офис. В офисе работают 8 сотрудников, включая директора, главного бухгалтера, менеджеров и иной персонал. Хозяйственная деятельность ООО успешна: заказы обеспечивают максимальную загрузку технологического оборудования, а клиенты стремятся развивать сотрудничество. Один из клиентов предлагает заключить новый договор на размещение выгодного заказа, но у компании есть проблема: свободных производственных мощностей нет, площадь арендуемых складских помещений не позволяет обеспечить хранение необходимого запаса сырья, управленческий персонал полностью загружен работой и проч. Однако заказ очень выгоден! И принимается решение о масштабном расширении бизнеса: об аренде еще одного цеха, покупке для него нового оборудования, поиске нового склада, дополнительном найме сотрудников и т.д. Но ведь это постоянные расходы, они вырастут значительно и практически одномоментно. Соответствует ли рост их величины стоимости нового заказа? Совсем не обязательно. Но без этих расходов заказ вообще принять невозможно (правда, если не рассматриваем вариант толлинга, т.е. работы по «давальческой схеме»), а осуществление этих масштабных расходов, не дополненное другими изменениями, может привести компанию в область убытков.

Понимание неравномерности изменения доходов и расходов при расширении масштабов бизнеса позволяет предположить наличие нескольких точек безубыточности (например, и ), представленных на рис. 9.3, которые последовательно появляются в жизни компании. Такое представление изменения доходов и затрат наглядно объясняет, почему, преодолев однажды точку безубыточности, компания вновь может «переместиться» в зону убытков.


Рисунок 9.2 – Экономическая модель динамики выпуска продукции, выручки и расходов, учитывающая нелинейный характер их изменения

Кроме того, существует еще одна существенная проблема: при наличии общей точки безубыточности для всей компании каждый производимый ею продукт (или проданный товар) имеет свой порог рентабельности.

Пример 9.2

Компания «Игрушки» производит и реализует продукцию А и В. Данные для расчета представлены в табл. 9.1. Рассчитать точку безубыточности в целом по компании и по отдельным видам продукции и принять решения, повышающие эффективность деятельности компании.

Таблица 9.1 – Расчет операционной прибыли компании «Игрушки»

Показатель Продукция А Продукция В Итого
1. Выручка, тыс. руб.
2. Переменные затраты, тыс. руб.
3. Удельный вес переменных затрат в выручке, доли единицы 0,9 0,8 0,8455
4. Валовая маржа (стр.1 – стр.2), тыс. руб.
5. Постоянные затраты, тыс. руб.
6. Операционная прибыль, тыс. руб.

Расчет

Установим предварительно, что критерием распределения постоянных затрат по отдельным видам продукции в данном примере является полученная выручка.

1. Точка безубыточности:

- в целом по компании «Игрушки»

1500 : (1-0,8455)=9708,7 тыс. руб.;

- по продукции А:

удельный вес выручки продукции А в общем объему выручки

5000 : 11000= 0,4545;

постоянные затраты, приходящиеся на продукцию А, тыс. руб.,

1500×0,4545=682;

операционная прибыль по продукции А, тыс. руб.,

5000 – 4500 -682 =(-182);

точка безубыточности продукции А, тыс. руб.,

682 : (1-0,9) = 6820.

Вывод: объем продаж продукции А не достиг точки безубыточности, поэтому она убыточна.

- по продукции В:

удельный вес выручки продукции А в общем объеме выручки

6000 : 11000= 0,5455;

постоянные затраты, приходящиеся на продукцию В, тыс. руб.,

1500 × 0,5455 = 818;

операционная прибыль по продукции В, тыс. руб.,

6000 – 4800 – 818 = 382;

точка безубыточности продукции В, тыс. руб.,

818 : (1-0,8)= 4125.

Вывод: объем продаж продукции В превысил точку безубыточности, поэтому ее реализация приносит компании прибыль.

2. Принятие решений. В связи с тем, что выпуск продукции А убыточен, принято решение снять эту продукцию с производства. Объем выпуска продукции В не изменяется. Оценить финансовые последствия этого решения.

1. Прибыль 6000 – 4800 – 1500= (300) тыс. руб.

2. Точка безубыточности 1500 : ( 1 - 0,8 )= 7500 тыс. руб.

500 : (1 - 0,81 = 7500 тыс. руб.

Вывод. Принятое решение ошибочно: его реализация приведет к тому, что эффективная компания станет убыточной. Это позволяет заключить, что, «избавляясь» от нерентабельной ассортиментной позиции, менеджеры должны принять меры, позволяющие «перенести» постоянные расходы, ранее приходившиеся на выводимую ассортиментную позицию, на другие виды продукции.

Выполненный расчет (пример 9.2) позволяет сделать следующие выводы:

- максимальное внимание должно быть уделено выбору критерия распределения постоянных расходов, в качестве которого могут выступать, например, прямые расходы основного вида сырья (или нескольких основных). составляющего основу продукции, сумма стоимости основного сырья и прямой заработной платы основных производственных рабочих, выручка от реализации продукции и проч.;

- в случае отказа от выпуска убыточных видов продукции необходимо принять меры, позволяющие перенести величину постоянных расходов, которая ранее приходилась на убыточную продукцию.: разработать мероприятия: а) по увеличению объема продаж продукции сохраняемого ассортимента; б) освоению производства новых, более рентабельных видов продукции; в) диверсификации производства и иных, позволяющих как минимум сохранить объем прибыли;

- при невозможности отказа от выпуска нерентабельной продукции целесообразно выявить пути, которые позволят сократить убытки, например расширить номенклатуру производимой продукции в целях перераспределения постоянных расходов и снижения их доли, приходящейся на выпуск убыточного ассортимента, или диверсифицироватъ хозяйственную деятельность (в рамках имеющихся технологических и финансовых возможностей).

Запас финансовой прочности. Из рис. 9.3, несмотря на определенную схематичность и условность изображения, следует, что если компания, находясь в зоне прибыли, начнет активно терять выручку, то линия, ее отражающая, начнет сближаться с линией расходов и компания вновь приближается к точке безубыточности, имея противоположную (по отношению к рассмотренному ранее этапу - выхода из зоны убытков) тенденцию развития. В этой ситуации важное значение имеет показатель «запас финансовой прочности» (ЗФП), под которым понимают объем выручки, которую может «потерять» компания до момента появления убытков, т.е. разницу между объемом продаж в рассматриваемом периоде и точкой безубыточности.

Рассмотрим на реальном примере расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

Пример 9.3

По данным табл. 92. Рассчитать точку безубыточности и запас финансовой прочности компании «Альфа Мед» применительно к условиям 2008 г.

Таблица 9.3 – Запас финансовой прочности компании «Альфа Мед»

Вид товара Количество, ед. Удельный вес в общем объеме продаж Цена за единицу, руб. Выручка, руб. Доля в общем объеме продаж Переменные затраты на единицу продукции, руб. Сумма постоянных затрат, руб.
Флюорограф ФЦМБ 0,31 2 548 612 252 312 608 0,20 2 266 185 42 315 980
Флюорограф «Ренекс-Флюоро» 0,14 4 066 655 187 066 168 0,15 3 470 276
Комплекс рентгеновский на два рабочих места 0,05 652 305 11 741 500 0,01 563 619
Комплекс рентгеновский диагностический на три рабочих места 0,15 3 334 152 166 707 584 0,13 2 349 487
АФФ «Медикар» 0,35 5 389 357 619 776 004 0,50 4 583 965
ИТОГО 1,00 - 1 237 603 864 1,00 - 42 315 980
Точка безубыточности, руб. 263 375 313
Запас финансовой прочности (ЗФП): - в руб. - в % 974 228 551 78,72

Данные табл. 9.2. показывают, что запас финансовой прочности ООО «Альфа Мед» применительно к условиям 2008 г. составляет 974 228,6 тыс. руб., т.е. компания может потерять 78,72% объема продаж до того момента, как начнут формироваться убытки по текущей деятельности.

Аналогичный расчет был выполнен для условий 2009 г. с учетом фактического снижения объема продаж на 4,8%. Этот расчет показал, что ЗФП также снизился и составил 61,4%. Несмотря на то, что до получения операционных убытков компании далеко, тенденция снижения запаса финансовой прочности является негативной и требует принятия эффективных мер по сокращению затрат, в первую очередь постоянных.

Расчет запаса финансовой прочности необходим для того, чтобы понимать близость и масштаб проблем компании при появлении первых признаков кризиса, независимо от того, какой это кризис: данной компании, отраслевой или общеэкономический. Чем ближе объем продаж, достигнутый в рассматриваемом периоде, к точке безубыточности, т.е. чем меньше ЗФП, тем опаснее терять выручку, а в случае, когда это происходит, необходимо разработать и реализовать систему мер, направленных на снижение затрат.

Практически всегда первым шагом в решении проблемы сокращения затрат является (и это еще раз подтвердил финансовый кризис 2008-2009 гг.) сокращение численности управленческого персонала, расходов на рекламу и маркетинг и проч., т.е. снижение постоянных расходов. Признавая правомерность и рациональность таких действий, следует отметить ряд возникающих проблем. Во-первых, сокращение численности «управленцев» (или увольнение «старого дорогостоящего» и наем нового персонала, не претендующего в данный момент времени на высокую заработную плату[2]) не должны привести к снижению качества менеджмента в компании. Во-вторых, снижение расходов на рекламу, как правило, вызывает еще большее падение объема продаж, что крайне опасно в подобных условиях. Поэтому необходимо тщательно обдумать принимаемые решения, и при появлении устойчивых позитивных изменений (в первую очередь финансовых возможностей) вновь проанализировать, насколько оптимальным является существующий уровень расходов, в отношении которых ранее были приняты решения о сокращении. Самостоятельное значение имеет снижение переменных затрат, основой которого должно стать сокращение потерь используемых ресурсов. Использование иных мер снижения переменных затрат, таких как переход на новое технологическое оборудование, внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий, ротация поставщиков и проч., представляется весьма проблематичным в сложных условиях сокращения продаж.

Основные допущения СVР-анализа:

- себестоимость продукции рассматривается исключительно в плоскости соотношения «постоянные - переменные», при этом существует уверенность, что их величина может быть рассчитана максимально корректно;

- соотношение «цена единицы продукции - удельные переменные - общий объем постоянных затрат» в рассматриваемом релевантном периоде неизменно;

- на величину выручки и уровня затрат влияет только количество произведенных (реализованных) единиц продукции;

- изменение затрат и выручки в пределах интервала релевантности имеет линейный характер;

- в рассматриваемом интервале отсутствуют ассортиментные сдвиги и не применяются скидки к цене, часто используемые на практике как один из инструментов маркетинговой (ценовой) стратегии компании;

- СVP-анализ проводится без учета концепции временной стоимости денег.

Использование логики маржинального анализа позволяет принимать решения по определению оптимального ассортимента выпускаемой продукции, в том числе с учетом лимитирующих факторов, по ценообразованию и в отношении принятия «порогового» заказа и проч.


7702133131288767.html
7702168371480985.html
    PR.RU™